Проверка соответствия внешнеторговых операций компаний требованиям таможенного законодательства (“customs compliance”, “health check”)
Ранее мы писали о планах ФТС РФ по внедрению в практику таможенного постконтроля методов таможенного аудита.
На государственном уровне и на сегодняшний день внедрение таможенного аудита рассматривается в трех вариантах:
1) Как государственная услуга для участников ВЭД, позволяющая проконтролировать операции участника ВЭД и предоставить ему статус низкого уровня риска.
2) Как операция таможенного постконтроля, в результате которого нужно подтвердить достоверность, подлинность документов при помощи проверки данных, указанных в декларации на товары, соотнесения их с финансовой и налоговой отчетностью, а также изучить бухгалтерские сведения и условия функционирования конкретного бизнеса.
3) Как форма специальной проверки, проводимой специализированными аудиторами, в целях получения участниками ВЭД упрощений при таможенном оформлении.
К какому бы варианту ни пришла ФТС РФ при внедрении методов таможенного аудита в свою практику, уже сейчас участникам ВЭД необходимо задуматься о наведении порядка в своем учете.
Соглашения об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и другими государственными органами (включая ФНС) заключены давно. С данным перечнем можно ознакомиться здесь: https://customs.gov.ru/list
Подписанные протоколы между ФТС РФ и соответствующими службами других стран об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, также находятся в свободном доступе:
https://customs.gov.ru/…/mezhdunarodnye-dogovory…
По данным ФТС РФ подразделения таможенного контроля после выпуска товаров за полгода 2021 года провели 914 таможенных проверок. Количество проверок при этом по сравнению с прошлым годом, выросло на 11,7%, а с позапрошлым – сократилось на 20%. В прошлом году на несколько месяцев был введен мораторий на проверки.
При этом ФТС отмечает рост эффективности проверок. В 2019 году было доначислено 9,5 млрд. руб., в прошлом – 10,7 млрд, в этом — 14 млрд рублей.
За I полугодие 2021 года таможенными органами возбуждено 66 858 дел об АП. Это на14,7% больше, чем годом ранее. Количество АП, возбужденных на юрлиц, выросло на 19,4%
Также государство планомерно ведет участников ВЭД к максимальному открытию данных бухгалтерского и налогового учета производителей и импортеров.
Применение маркировки «Честный знак», различных отраслевых ЕГАИС, внедрение документальной прослеживаемости товаров, все это направлено на получение государством возможности сверять фактические данные с учетными данными участников оборота товаров.
Приведенная информация говорит о необходимости для участников ВЭД внедрения процедур риск-менеджмента ВЭД при проведении экономических и таможенных операций, что позволит их сотрудникам избегать риска привлечения к ответственности за административные и даже уголовные правонарушения.
Необходимость осуществления участниками внешнеэкономической деятельности внутреннего контроля своих таможенных операций, находит свою поддержку со стороны государства.
Например, КоАП РФ предусмотрено освобождение декларанта от административной ответственности в случае добровольного сообщения им о самостоятельно выявленных нарушениях, допущенных при выпуске товара (примечания 2, 4 к статье 16.2 КоАП РФ).
Таким образом, уже сейчас у компаний есть определенная законодательством возможность избежать привлечения к административной ответственности за совершение неумышленных нарушений таможенного законодательства. Вопрос стоит только в своевременном выявлении данных фактов.
Выявить существующие проблемы на предмет соответствия деятельности компании требованиям таможенного и налогового законодательства могут помочь независимые специалисты, обладающие экспертными знаниями в таможенной сфере.
Ассоциация таможенных аудиторов и консультантов стояла у истоков возникновения и развития института таможенного аудита в России с момента его зарождения в 2014 году, когда в ФТС России появилась Рабочая группа по таможенному аудиту.
С момента возникновения и по настоящее время Ассоциация является единственным профессиональным некоммерческим объединением, чья деятельность (в постоянном взаимодействии с ФТС России и участии в Рабочей группе) направлена на развитие института таможенного аудита в России и ЕАЭС.
Ассоциацией разработаны:
— концепция формирования таможенного аудита. В 2019 году представлена для обсуждения и согласования Общественному совету ФТС России.
— КПС «Таможенный аудит», который разработан на основе автоматизированной авторской методики «Customs compliance». Методика прошла успешную апробацию в течение 8 лет и в 2018 году направлена в ФТС России для изучения и имплементации в КПС «Постконтроль».
— Профессиональные стандарты таможенного аудита.
Ассоциация предлагает реализацию «сustoms compliance» проекта (проверку соответствия внешнеторговой деятельности требованиям таможенного, налогового и валютного законодательств), а также внедрение комплексного подхода к оценке всего спектра происходящих внутри Компании соответствующих процессов, включая детальный анализ следующих основных аспектов:
- Выявление процедурных и/или информационных «пробелов», которые могут вызвать риск несоответствия или неполного соответствия внешнеторговых операций требованиям таможенного законодательства;
- Выборочное тестирование внешнеторговых операций, включая, но не ограничиваясь, анализом таможенных деклараций и комплекта сопроводительных документов для целей подтверждения корректности документов и их соответствия требованиям таможенного законодательства;
- Сравнительный анализ данных, заявленных в декларации на товары, со сведениями бухгалтерского учета и отчетности в электронном виде с использованием разработанной Ассоциацией КПС «Таможенный аудит», адаптация процессов с учетом внедрения.
Представителем в Калининградской области и членом Ассоциации является ООО «Группа компаний Статус-Эксперт» (свидетельство № 5 от 16.07.2021 года).
Готовы ответить на все вопросы по адресу: lunev@customs39.ru