ОЭЗ в Калининграде
Исторически осуществляя свою деятельность с 1999 года, «Группа компаний Статус-Эксперт» участвовала во всех этапах развития Особой экономической зоны в Калининградской области.
Для нас не представляет сложности помочь Вам разобраться в условиях функционирования ОЭЗ в Калининграде и области.
Воспользуйтесь нашим ресурсом для проведения подготовки Вашего предприятия к условиям работы в ОЭЗ в Калининградской области.
За время существования нашей команды мы участвовали в открытии в Калининградской области
- нескольких предприятий пищевой промышленности;
- предприятия нефтегазового комплекса;
- предприятия по производству краски;
- предприятия транспортного комплекса;
- предприятия по производству мебели;
- предприятия по производству велосипедов;
- нескольких предприятий по производству электрооборудования и бытовой техники;
- предприятия по деревообработке;
Также предлагаем участникам ВЭД следующие услуги:
- Вы российская компания без регистрации в Калининградской области, но осуществляете импорт в Калининградскую область? Поможем экономить таможенные платежи.
- Вы общероссийский таможенный представитель с клиентами в Калининградской области? Станем Вашей надежной опорой и выполним необходимые операции на территории области с любым видом транспорта.
- Вашей Компании нужны опытные специалисты для обеспечения ВЭД? Поддержим, заменим собой Ваш отдел таможенного оформления, сэкономим Ваш ресурс.
- Обеспечим полную легальность и прозрачность нашего взаимодействия. Внедрим электронный документооборот между нашими компаниями для ускорения и упрощения обмена документами.
Дополнительно
Поможем получить разрешительные документы, подберем агентов или таможенных брокеров за рубежом, найдем возможности для исполнения Ваших желаний в логистике .
Также поддержим Ваши экспортные грузы или проведем таможенный аудит для выявления Ваших рисков и поможем их минимизировать.
С какими видами товаров работаем
Для тех, кто ищет новую логистику для не санкционных грузов:
"Статус-Эксперт Консалтинг", совместно с таможенным представителем "Майпос",
предлагает сервис по таможенному оформлению и перегрузке товара в Калининграде.
Перегрузка из европейского автотранспорта в российский с последующим транзитом
в любую точку РФ.
- перегрузка на СВХ "Сириус" (Багратионовск);
- консалтинг включён в тариф;
- проводка на СВХ, досмотровые группы;
- обеспечение досмотра, наблюдения, перегрузки, фотографирования;
- оформление транзита, по желанию Заказчика оформление ДТ;
- документооборот по ЭДО, почта России, курьерская доставка документов.
По расчету предложений обращаться:
Терёхина Татьяна
? terehina@customs39.ru
? +7(905)243-50-86
офис: ☎️ +7(401)271-81-80, 95-72-95
В соответствии с приказом ФТС России от 25.04.2022 № 317 «О проведении эксперимента», начиная с 27.04.2022 до 31.12.2022 на территории морского паромного терминала Усть-Луга возможно осуществлять идентификацию товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых на территорию Особой экономической зоны в Калининградскую область, с остальной части таможенной территории ЕАЭС
Идентификация товаров ЕАЭС на территории морского паромного терминала Усть-Луга проводится в упрощенном порядке, без взимания таможенных платежей и выражается в сверке пломб, наложенных отправителем или перевозчиком на грузовые отсеки транспортных средств, сведения о которых указаны в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах.
Для целей идентификации товаров ЕАЭС отправителю или перевозчику после размещения таких товаров на территории морского паромного терминала Усть-Луга (до их погрузки на морское судно, на котором будет совершаться морская перевозка товаров) необходимо обратится на Усть-Лужский таможенный пост и предоставить транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
По результатам идентификации на вышеуказанных документах должностным лицом Усть - Лужского таможенного поста будет проставлена отметка «Товар ЕАЭС» заверенная подписью и личной номерной печатью.
Таким образом, вышеуказанная идентификация товаров ЕАЭС на территории АЖПК позволит исключить временные, финансовые (включая всевозможные иные) издержки и исключит необходимость проведения идентификации товаров ЕАЭС при прибытии товаров в морской порт Балтийск и создает благоприятные условия для беспрепятственного получения товаров грузополучателями Калининградской области.
Ввоз товаров на территорию Калининградской области с остальной части таможенной территории ЕАЭС в целях экспорта
Необходимость пересечения территории Республики Литва, с неизбежным отстаиванием очередей на МАПП, привела к тому, что данная операция стала довольно экзотичной. Тем не менее, на практике встречаются желающие реализовать такую логистическую цепочку.
Также для этого может быть использован железнодорожно-автомобильный паром Усть-Луга – Балтийск.
Используются различные комбинации перевозки товаров по схеме: транспорт транзита – транспорт фактического вывоза товаров:
- автомобильный транспорт – автомобильный транспорт;
- автомобильный транспорт – морской транспорт;
- железнодорожный транспорт – железнодорожный транспорт;
- железнодорожный транспорт – морской транспорт.
Перевозка по схеме автомобильный транспорт – железнодорожный транспорт практически не используется ввиду отсутствия экономической целесообразности.
Мы не будем останавливаться на процессе оформления декларации на товары (далее – ДТ) в таможенной процедуре экспорт. По умолчанию считаем, что ДТ выпущена. Отметим только, что в графе 29 экспортной ДТ должен быть указан код и наименование таможенного органа, расположенного на территории Калининградской области и осуществляющего таможенный контроль в пункте пропуска на таможенной границе Российской Федерации.
В соответствии с пп.2 п.5 ст. 302 ТК ЕАЭС товары Союза, помещенные под таможенную процедуру экспорта, которые для доставки в место убытия подлежат перевозке (транспортировке) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, перевозимые (транспортируемые) любым видом транспорта, не подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита.
Товары перемещаются с использованием пакета экспортных документов и информационной системы таможенных органов.
Особенности таможенного оформления перевозки груза по железной дороге или на автомобильном транспорте с использованием парома Усть-Луга – Балтийск, Вы можете найти в разделе IV Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 73н "Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом".
Особенности работы ОАО «РЖД» отражены в документе «Общие коммерческие условия организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях Усть-Луга - Балтийск, Усть-Луга - Зассниц, Балтийск - Зассниц, Кавказ – Крым, Кавказ - Керчь» с изменениями.
Настоятельно рекомендуем указывать в ДТ и сопроводительных документах как можно больше идентифицирующих признаков вашего товара/изделия (марка, сорт, цвет, размер, заводской или серийный номер), особенно в отношении оборудования, аппаратуры и прочих товаров, которые в дальнейшем имеют вероятность на возврат для обслуживания, ремонта или других целей.
Краткость заполнения товарного раздела и отсутствие полного описания товара в сопроводительных документах, а также 31 графы ДТ, могут стать причиной отказа со стороны таможенных органов в его последующем вывозе с территории Калининградской области.
Особое внимание обратите на указание веса нетто/брутто, как в ДТ, так и в товаросопроводительных документах. Расхождение фактического веса с весом, указанным в документах в месте прибытия после автомобильной перевозки через Литву, а также в месте убытия для фактического вывоза товаров, может стать серьезным препятствием для дальнейшего оформления.
При пересечении границы с Калининградской областью автомобильным транспортом, таможенные органы склонны сверять фактический вес с весом заявленным в документах.
Ввоз товаров на территорию Калининградской области с остальной части таможенной территории ЕАЭС в целях временного использования на территории Калининградской области с последующим обратным вывозом
Проблемы и вопросы с временным ввозом товаров юридическими лицами с остальной части таможенной территории ЕАЭС в Калининградскую область возникают довольно часто. Попробуем разобраться, почему.
Из сложившейся практики ввоз на территорию области может быть осуществлен:
- в рамках индивидуальной грузовой автомобильной перевозки;
- в составе сборного груза автомобильным транспортом с помощью транспортных компаний. Например: «Деловые линии», «ПЭК», «СДЭК» и проч.;
- авиатранспортом;
- железнодорожным транспортом;
- паромом Усть-Луга – Балтийск;
- физическим лицом «по просьбе владельца» или владельцем самостоятельно в ручном багаже любым видом транспорта.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон 16-ФЗ) на территории Калининградской области создана и функционирует Особая экономическая зона (далее – СЭЗ).
Особенностью Калининградской СЭЗ является то, что, в силу части 2 статьи 8 закона 16-ФЗ, на территории СЭЗ в Калининградской области могут находиться различные по статусу товары, как иностранные, помещённые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, так и товары Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
ТК ЕАЭС в Главе 43 устанавливает особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.
Пункт 1 ст. 302 ТК ЕАЭС указывает, что Глава 43 определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров Союза, в том числе пересылаемых в почтовых отправлениях, и иностранных товаров, указанных в пункте 4 статьи 302.
В настоящей публикации мы рассматриваем перемещение на территорию Калининградской области только товаров Союза.
Пунктом 3 ст. 302 ТК ЕАЭС установлено, что товары Союза для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита. Исключения из этого правила определены п. 5 этой же статьи.
Итак, в общем порядке и способом из пунктов 1,2,4 (см. выше) товары Союза могут попасть на территорию Калининградской области только с их помещением под процедуру таможенный транзит.
Порядок заполнения транзитной декларации определяется ст. 107 ТК ЕАЭС и Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации").
Особенности заявления таможенной процедуры таможенный транзит, при железнодорожной перевозке, можно найти в Распоряжении от 27 декабря 2016 года N 2712р ОАО «Российские железные дороги» «О таможенном декларировании грузов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита».
Ввоз товаров на территорию Калининградской области авиатранспортом или морем (п. 3,5) осуществляется на основании п.5 ст.302 ТК ЕАЭС без помещения под процедуру таможенный транзит, при условии отсутствия посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом Союза или захода судна в порт такого государства.
Особенности таможенного оформления перевозки груза по железной дороге или на автомобильном транспорте с использованием парома Усть-Луга – Балтийск (п. 5), Вы можете найти в разделе IV Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 73н "Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом".
Особенности работы ОАО «РЖД», при перевозке железнодорожным транспортом, отражены в документе «Общие коммерческие условия организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях Усть-Луга - Балтийск, Усть-Луга - Зассниц, Балтийск - Зассниц, Кавказ – Крым, Кавказ - Керчь» с изменениями.
Настоятельно рекомендуем указывать в транзитной декларации и сопроводительных документах как можно больше идентифицирующих признаков вашего товара/изделия (марка, сорт, цвет, размер, заводской или серийный номер), особенно в отношении оборудования, аппаратуры и прочих товаров, которые в дальнейшем планируется возвращать с территории Калининградской области для обслуживания, ремонта или других целей.
Краткость заполнения товарного раздела и отсутствие полного описания товара в сопроводительных документах могут стать причиной отказа со стороны таможенных органов в его последующем вывозе с территории Калининградской области.
При отсутствии возможности указать в документах идентификационные признаки товара, Вам придется воспользоваться положениями Приказа Минфина России от 13 мая 2016 г. N 61н "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.
Для обратного вывоза товаров с территории Калининградской области вам необходимо предоставить таможенному органу Калининградской областной таможни оригиналы ввозных документов с отметкой о закрытии доставки. Это необходимо для подтверждения статуса товара.
В качестве подтверждения статуса товара также может быть использована декларация на товары, в соответствии с которой товары были выпущены в государстве-члене ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Необходимо учитывать, что описание товара в 31 графе данной декларации должно позволять идентифицировать ВЕСЬ товар, предполагаемый к вывозу с территории Калининградской области. Зачастую такие декларации не позволяют идентифицировать запасные части, навесное оборудование, комплектующие и т.д. декларируемые совместно с основным товаром (машины и механизмы).
Особенностью ввоза товара на территорию Калининградской области в составе сборного груза (п.2) является то, что оригинальные документы с отметкой о доставке находятся в офисе перевозчика в виде CMRс подшитыми счетами-фактурами всех участников перевозки. Перевозчики под денежный залог выдают данный пакет документов для предъявления таможенному органу.
И наконец, ввоз товаров юридического лица на территорию области физическим лицом (п.6) минуя таможенный орган, весьма затруднит его вывоз в дальнейшем с территории области без выпуска для внутреннего потребления.
Совет: Храните оригиналы документов, подтверждающие ввоз товаров Союза на территории СЭЗ в Калининградской области, весь срок нахождения товаров на данной территории.
Покупка иностранных товаров у юридического лица, зарегистрированного на территории Калининградской области, с целью вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон 16-ФЗ) на территории Калининградской области создана и функционирует Особая экономическая зона (далее – СЭЗ). Порядок применения таможенной процедуры свободная таможенная зона определяется главой 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и главой 3 закона 16-ФЗ.
Особенностью Калининградской СЭЗ является то, что, в силу части 2 статьи 8 закона 16-ФЗ, на территории СЭЗ в Калининградской области могут находится различные по статусу товары, как иностранные, помещённые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, так и товары Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Итак, Вы российское юридическое лицо, и Вы решили приобрести товар у юридического лица зарегистрированного в Калининградской области. Также Вы хотите получить его в свое распоряжение в Москве или ином городе ЕАЭС.
Практика показывает, что возможны два варианта развития событий:
1 Вариант:
На товар отсутствуют документы, подтверждающие его легальный ввоз на территорию СЭЗ в Калининградской области.
2 Вариант:
На товар имеются документы, подтверждающие его легальный ввоз на территорию СЭЗ в Калининградской области.
О каких подтверждающих документах идет речь?
Юридическое лицо, зарегистрированное в Калининградской области, имеет возможность помещать иностранный товар под процедуру свободной таможенной зоны (далее – СТЗ) (п.5 ст.10 закона 16-ФЗ), а также под любую иную таможенную процедуру установленную ТК ЕАЭС.
Для Вас важно, чтобы товар был выпущен в свободное обращение, а значит Вы должны удостовериться, что у продавца имеется декларация на товары в таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления.
Вы, как покупатель, не являющийся участником СЭЗ, не имеете возможности завершить процедуру СТЗ и поместить товар под процедуру выпуск для внутреннего потребления в силу п. 9 ст. 207 ТК ЕАЭС, пп. 1 п.25 Раздела VРешения КТС от 20.05.2010 № 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и п. 5 ст.13 закона 16-ФЗ.
Эта обязанность лежит на продавце участнике (резиденте) СЭЗ!
Согласно положениям п. 3 статьи 302 ТК ЕАЭС вывоз товаров с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также без применения таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке товаров воздушным и водным транспортом.
Согласно п. 8 статьи 15.1 Федерального закона №16-ФЗ в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, независимо от вида транспорта совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров ЕАЭС, путем представления в таможенный орган документов, подтверждающих статус товаров ЕАЭС.
Подпунктом б) пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза» установлен перечень документов, подтверждающих статус товаров ЕАЭС для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. К таким документам относятся:
- декларация на товары, в соответствии с которой товары были выпущены в государстве-члене ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- транзитная декларация, подтверждающая ввоз товаров ЕАЭС на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- иные документы, используемые в соответствии с законодательством государств-членов Союза для подтверждения статуса товаров ЕАЭС в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного Кодекса ЕАЭС.
Документы, подтверждающие статус товаров ЕАЭС, должны содержать сведения, позволяющие однозначно идентифицировать товар.
При отсутствии документов, подтверждающих статус товаров как товаров ЕАЭС, такие товары при вывозе с территории ОЭЗ в Калининградской области не зависимо от вида транспорта подлежат обязательному таможенному декларированию с уплатой таможенных пошлин, налогов в установленном порядке.
Разберём 1 Вариант, который включает два этапа оформления:
1 этап – Помещение товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.135 ТК ЕАЭС);
2 этап – Оформление транзитной декларации (ст.143 ТК ЕАЭС).
Разберём 2 Вариант, который может развиваться по нескольким направлениям:
- Товар приобретается у юр.лица, у которого имеется декларация на товары, выпущенная в процедуре свободной таможенной зоны (ИМ78) с условно начисленными таможенными платежами. Для вывоза товара необходимо товар выпустить в свободное обращение, поместив под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40) и уплатить начисленные таможенные платежи (ст.135 ТК ЕАЭС), после чего оформить транзитную декларацию.
- Товар приобретается у юр.лица, у которого имеется декларация на товары, выпущенная в процедуре выпуска для внутреннего потребления (ИМ40). Для вывоза достаточно оформить транзитную декларацию при условии соблюдения ИДЕНТИФИКАЦИИ товара (ст.143 ТК ЕАЭС).
Совет: Покупая товары на территории Калининградской области для целей вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, будьте бдительны: проверяйте наличие у юр.лица документов, подтверждающих статус товара, как товара ЕАЭС.
В статье рассмотрим некоторые нюансы таможенного оформления приобретенных товаров для целей экспорта с территории КО.
Для начала нужно определить в каком статусе находятся товары, приобретенные в Калининградской области. Это необходимо для выбора особенностей процедуры.
Итак, есть несколько вариантов нахождения товаров в КО:
- Товары ввезены с проверить наличие товаросопроводительных документов с отметками таможни, о ввозе товаров на территорию области);
- Товары ввезены с помещением под процедуру свободной таможенной зоны (есть ДТ);
- Товары находятся на территории КО, но их нахождение здесь ничем не подтверждено (куплены у частного лица, у юридического лица, ИП без документов подтверждающих статус или с документами не позволяющими идентифицировать товар)
- Товары произведены в ОЭЗ на территории Калининградской области.
Первый случай был описан нами в предыдущей статье «Временный ввоз товаров Союза на территорию Калининградской области» (см. раздел группы «Модули»).
Второй случай подразумевает завершение процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с пп.1 и 2 п.5 ст.207 ТК ЕАЭС.
Третий и четвертый случаи также встречаются достаточно часто, остановимся на них подробнее.
Для начала обратимся к п.10 Статьи 201 ТК ЕАЭС:
«В случае если товары, находящиеся на территории СЭЗ, не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, находившиеся на территории СЭЗ до ее создания, или как товары, ввезенные на территорию СЭЗ или изготовленные (полученные) на территории СЭЗ, то такие товары для целей их вывоза с территории СЭЗ за пределы таможенной территории Союза рассматриваются как товары Союза, а в иных целях - как иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза.»
Такие товары помещаются под процедуру ЭК10 с особенностью перемещения 103 (Товары, находящиеся на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны, которые не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, находившиеся на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны до ее создания, или как товары, ввезенные на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны или изготовленные (полученные) на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны).
При этом, кроме обычного пакета документов, в таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие приобретение товара на территории Калининградской области (договор купли-продажи, счета-фактуры, товарные накладные). В остальном процедура экспорта от обычной ничем не отличается.
Вывезти товар, изготовленный в Калининградской области несложно, если подтвердить его статус. Сделать это можно используя документы, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Калининградской области (ТПП):
- Заключение о статусе товаров, произведенных в свободных экономических зонах (форма ТТС). Если товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, признается товаром Таможенного союза – заявляем ЭК10;
- Заключение о признании товара подвергнутым достаточной переработке. Если товар признан товаром Союза – заявляем ЭК10;
- Заключение о статусе товаров, произведенных в свободных экономических зонах (форма ИТ). Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, признается товаром, не являющимся товаром Таможенного союза – применяем второй случай нахождения товара на территории КО (см. выше).
Таким образом, главным и необходимым условием отправки товара с территории КО за переделы территории Таможенного союза, является подтверждение его статуса. От этого зависит и выбор процедуры, и подготовка пакета документов, необходимых для оформления вывоза товара.
остальной территории Таможенного Союза (для подтверждения данного факта необходимо
Особенности калининградского транзита
Решение Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. №5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» вступило в силу с 1 марта 2021 года.
Как часто бывает, об особенностях Калининградской области данное Решение умолчало. Вместе с тем, проставление отметок на транспортных и коммерческих документах, подтверждающих доставку товара с основной части территории ЕАЭС на территорию Калининградской области, является на сегодняшний день основной возможностью идентификации товара. Такая идентификация позволяет осуществить обратный вывоз товара с территории Калининградской области без уплаты таможенных платежей.
На недавно прошедшем совещании Калининградской областной таможни было принято решение, что проставление отметок на бумажных документах в МАПП Калининградской области будет продолжено.
Не ленитесь напоминать перевозчикам о необходимости проставления отметок.