Подготовка к постконтролю
Дата публикации: 27.09.2021
Постконтроль и таможенный аудит
Годовые итоговые доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России говорят нам, что одной из основных задач ФТС России является «сокращение сроков совершения таможенных операций и упрощение порядка осуществления таможенных процедур».
СМИ единодушно сообщают, что государство заинтересовано в упрощении процедуры таможенного контроля, что импортеры и экспортеры смогут легко и быстро выпускать декларации самостоятельно.
Однако, с внедрением концепции переноса таможенного контроля на этап после выпуска товара риски для предпринимателей не исчезли, а наоборот, значительно возросли. Если раньше у таможенного органа было несколько дней на то, чтобы начать проверку, то теперь –три года.
Таможенное законодательство в вопросе постконтроля вполне конкретно:
«В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на территории Российской Федерации с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.» (п.4 ст.214 289-ФЗ от 03.08.2018)
В соответствии со ст. 14 под таможенным контролем находятся все ввозимые товары с момента пересечения ими таможенной границы ЕАЭС, товары, изготовленные из иностранных компонентов (сырья), товары, помещенные под таможенную процедуру свободная таможенная зона и т.д.
«…таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет…» (п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС).
«При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение» (п.9 ст. 310 ТК ЕАЭС).
«При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, — требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.» (п. 1 ст. 340 ТК ЕАЭС)
«Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.» (п.6 ст. 340 ТК ЕАЭС)
«Таможенные органы вправе запрашивать и получать от государственных органов государств-членов, а также от иных организаций государств-членов документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии с законодательством государств-членов.» (п.7 ст. 340 ТК ЕАЭС)
«Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов от банков и небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и (или) сведения о денежных операциях по осуществляемым сделкам.» (п.8 ст. 340 ТК ЕАЭС)
Приведенные положения говорят о том, что времени и полномочий для того, чтобы найти информацию, которую можно использовать для принятия чувствительных для участника ВЭД решений, у таможенного органа стало значительно больше.
Раньше риски в области таможенного законодательства были предсказуемы и у участника ВЭД была возможность сразу заложить дополнительные расходы в себестоимость товара. Теперь в течение трех лет после выпуска таможенной декларации и реализации товара таможенный орган может изменить решение по выпуску товара в свободное обращение, доначислить таможенные платежи, отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота, признать товар контрафактным, потребовать его уничтожения, изменить код товара и т.п.
Что же делать участнику ВЭД после смещения таможенного контроля на этап после выпуска:
— Разбираться в сути происходящих процессов и оценивать свои риски;
— Привлекая специалиста или таможенного представителя выбирать такого, который не исчезнет через 3 года, а будет вам помогать при решении проблем, если они возникнут;
— Внедрять в компании процедуры риск-менеджмента ВЭД;
— Периодически проводить контрольные проверки своих учетных систем на соответствие таможенному и налоговому законодательству;
— Своевременно самостоятельно выявлять и устранять ошибки, которые могут привести к неприятным последствиям в результате таможенного постконтроля.
Выявить существующие проблемы на предмет соответствия деятельности компании требованиям таможенного и налогового законодательства могут помочь независимые специалисты, обладающие экспертными знаниями в таможенной сфере.
Представителем в Калининградской области и членом Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов является ООО «Группа компаний Статус-Эксперт» (свидетельство № 5 от 16.07.2021 года).
Готовы ответить на все вопросы по адресу: lunev@customs39.ru
Примечание: По данным ФТС России результативность таможенных проверок в рамках постконтроля достигла 95%.